Колокол бьет
языком, словно висельник,
Эй,
собирайся-ка, голь перекатная!
А
у бояр и боярынек весел лик,
Будет
сегодня потеха им знатная!
(Стихи Владимира Колесникова)
Я не подаю
нищим. Ни на паперти, ни в переходах, где их развелось в последнее время
особенно много. Не могу точно объяснить причины этому, но твердо знаю, что я не
жадный человек. Мне всегда кажется, что я их унижу еще больше, подав им.
Конечно, я видела дерущихся и матерящихся нищих старух, смотрела и передачи по
телевидению, где их разоблачали журналисты, но не в этом дело.
Однажды я
услышала волшебную музыку, летящую из подземного перехода в центре города.
Кто-то мастерски играл на баяне известную русскую песню. Я пошла на эти звуки,
как под гипнозом. Увидела нищего инвалида без ног и с баяном в руках. Его глаза
были прикрыты, так он сам слушал звуки своего баяна. Они слились, как сливаются
любящие друг друга люди. Песня закончилась, и он открыл глаза. Они были такими
ярко-синими и смеющимися! Этот нищий так посмотрел на меня, что я смутилась и
положила всю наличку, какая была у меня в кармане. Он не удивился, лишь
коротко и очень достойно поблагодарил
меня кивком своей курчавой и очень седой головы. Шапка лежала перед ним,
как и положено. И снова заиграл. У меня снова перехватило дух, но не хватало
сил слушать это дальше, такие сильные эмоции он пробудил во мне. Я ушла.
Но снова пришла
туда через день. Больше я не могла выдержать. Он снова сидел на своем месте и
играл свою прекрасную музыку. Он узнал меня, может быть потому, что так много
никто не подает. Или сумел понять, что я
не подала, а заплатила за музыку, за мастерство. Чтобы скрыть свое стеснение, я
делала вид, что рассматриваю товар, который разложили местные бабки. Бабки на
таких торговых точках выглядят монументально. Мне казалось, что так было и
будет всегда, какие бы не пришли времена и власти. С ними невозможно
справиться, как с тараканами. Они слишком живучи.
Интересно, а
ведь тараканы, по мнению ученых, были первыми хозяевами планеты. Люди пришли
позже. И даже после ядерных взрывов останутся только тараканы. Тогда на кого мы
все, спрашивается, работаем, чего тужимся-то? На тараканов, что ли? В смысле
ядерных гонок. Кто же хозяин планеты? Таракан? Кто-то может сказать, что не
имеет никакого отношения к ядерному оружию, но это не так. Мы все на войну
работаем, хотя бы потому, что платим налоги и не кричим от ужаса, что можем
погибнуть. Не мы, так наши дети.
Может быть,
поэтому я так не любила этих бабок на точках и вообще старость? Мне казалось
тогда, что я умру, все мои друзья умрут, а они, эти монументы местные, так и
будут стоять тут. Старость казалась мне более вечной, чем все на свете. Чем
любовь, молодость, зеленая листва и юное небо. Но ведь дядя Миша очень старый
старик. Тогда почему он мне так
понравился? За музыку, что ли? За глаза синие-синие? За то, что веселый был? Он
ведь этих самых старушек еще обнять успевал со словами: " Ах, вы мои
толстухи распрекрасные!" А они ворчали, что он им своей музыкой только
покупателей отбивает. И ждали, чтобы он исчез куда-нибудь, чтобы дальше
торговать стаканами с бездельем.
Потом мы с ним
познакомились ближе, и бабки не раз могли наблюдать сцену, в которой молодая и
хорошо одетая женщина сидела рядом с этим нищим и беседы вела. Недолго,
конечно, и прощались как молодые влюбленные. Только что ручки друг другу не
целовали.
Девятого мая
того же года я, как всегда по выходным, заглянула к нему " на
огонек". И обомлела. На его месте сидел... Да, это был снова он, мой
любимый старик! Только вместо старенькой фуфайки на нем был бостоновый пиджак
темно-синего цвета, а на груди много-много медалей да орденов. И был он важным
в этот день, и песни пел не про любовь, а про войну. Так пел, что люди
останавливались и слушали подолгу, а бабки вытирали глаза платочками.
Мы никогда не
были на войне, но благодаря песням что-то проникало в души наши. И пусть совсем
чуток, но стало понятно про бабок этих и про стариков, которых уже давно никто
не уважал по-настоящему. Чаще гестаповцами стали обзывать. Дядя Миша никогда не
хвалился своими наградами, я даже не знала, что он участвовал во Второй
мировой. Не подумала как-то об этом. В день Победы он рассказал мне, что был
разведчиком и подорвался на мине на подступах к Берлину. Ноги оторвало, голову
контузило, но он выжил. Говорит, что ему очень повезло, Бог уберег. А то, что
он здесь сидит, так такую он сам себе судьбу выбрал, нравится ему среди людей
быть и музыку играть. "Да и не за
колбасу я воевал, дочка, не за подачки ихние в день Победы". А из дома он
сам ушел, но почему, вспоминать об этом не хочет. Из какого города, тоже не
сказал.
Долго ли коротко
ли, но наступила осень. Я заходила к нему, когда было время. Он узнавал меня
издалека и радовался. Я попросила у него разрешения принести ему теплые вещи,
ведь вот-вот снег выпадет. Он охотно согласился. Я пришла туда через неделю, с
тремя пакетами теплых вещей. Но музыки не было слышно. Я растерялась немного и
потому спросила у бабок, где он. Они не знали. Тогда подошла к
"милицейскому стакану", который находился тут же на остановке. Там
сказали, что этой ночью дядя Миша замерз и умер, его увезли куда положено.
Кругом шумел
местный базар, а я словно оглохла от этого известия. Я никогда не плачу ни на
чьих похоронах, а тут взвыла как собака. От бессилия уселась на свои никчемные
пакеты и горько заплакала, не стесняясь прохожих. Бабки были ошеломлены:
"И чего это она так по нему убивается, ведь не родня же? Совсем с ума сошла баба". Мне было все
равно. Они не понимали, что он мне больше, чем родня, и с его уходом в области
сердца образовалась огромная дырка, а ее можно было залить только горючими
слезами. Так сильно и горько я не плакала даже в детстве. Я жалела себя, свою
горькую судьбинушку. Я не знала, как мне жить дальше без этого синеглазого
старика. Без его музыки. Никто больше не сможет так сыграть на простом баяне,
никто.
Тут кто-то
тронул меня за рукав куртки, и я оглянулась. Около меня стоял знакомый
капиталист с острова Сицилия. С этим иностранцем я была знакома уже два года,
но здесь я никак не ожидала его увидеть. Он работал в нашем городе, под его
руководством строили какой-то важный химический цех, но они жили в своей
резервации, а на этой остановке он ну никак не мог появиться. Как черт из
шкатулки выпрыгнул! На ломаном английском он расспрашивал меня, почему я так
горько плачу. Он здесь случайно, но мои громкие подвывания привлекли его
внимание. И он был крайне удивлен, что это его знакомая. Вот и подошел, может,
помощь какая нужна? Я также на английском, все еще сквозь слезы, рассказала ему
про дядю Мишу, что принесла ему теплые вещи, а он не дождался и замерз.
Насмерть. Когда этот иностранец узнал, что дядя Миша мне никто, просто местный
нищий, то начал отчаянно вертеть трубку в руках. Из трубки посыпался пепел,
прямо на его дорогую куртку. Он стал отряхиваться и ругаться. Что-то говорить
про загадочных и немного чокнутых русских женщин. Конечно, он привык видеть
меня в совершенно другом свете, а тут такое. Это не умещалось в его иностранной
голове и потому закоротило. Всю эту сцену наблюдало множество людей. Со стороны
это смотрелось, конечно, странно. Иностранец, по всему видать богатый, раз на
такой машине приехал. Трубку, вон, и то не по-нашински курит. И какая-то
женщина с растрепанными волосами плачет и объясняет ему что-то на английском.
Потом это иностранец забирает ее в свою роскошную машину и увозит куда-то.
Он отвез меня
домой, и я стала жить дальше. Но через полгода в очень жаркий выходной со мной
приключилась немного странная история. Я шла по этому переходу и вдруг услышала
знакомый голос:
- Тебе хорошо!
Ты вон какая красивая да богатая! По всему видать. А я не ел ничего со
вчерашнего дня!
Я не успела
подумать, что этот голос обращается ко мне, но невольно оглянулась. На лесенке
перехода, прямо на дяде Мишином месте сидел нищий. Старая шапка лежала перед
ним, как и положено. Он - смеялся. Вернее не он, а его очень синие глаза. Еще и
голос, как у дяди Миши. Только нахальнее, что ли. Не было у него баяна, но была
относительная молодость и здоровые ноги в придачу.
- Так ведь пропьешь,
не отходя от кассы! - ответила я весело,
но почему-то не ушла.
- Конечно,
пропью! Но за твою удачу выпью
обязательно. Не скупись, девонька, подай голодному. А я тебе удачи пожелаю.
Мне очень была нужна
маленькая удача. Дело в том, что я устала, очень устала. Я работала на трех
работах, своды концы с концами. А они были как будто в холодной воде, и потому
руки болели. А Малыш, мой тогдашний спутник, ну никак не мог устроиться на
хорошо оплачиваемую работу. Мне казалось, что это решение многих проблем. Я
только и думала об этом в последнее время, а вопрос на счет его трудоустройства
никак не решался. Повис в воздухе. И тогда я вынула из кармана все, что у меня
там было, немного, конечно, но почти последнее на ближайшее время, и мы с этим
веселым нищим ударили по рукам.
- Ладно, черт с
тобой! Ты и мертвого уговоришь. Ты мне удачу, а я тебе - все, что есть сейчас в
кармане.
Бабки смотрели
на этот странный сговор и крутили пальцем у виска. Мне стало весело и легко. Я
ушла, а через полчаса у нас дома зазвонил телефон. Мне сообщили, что вопрос с
устройством моего мужа на работу решен положительно и так далее...
Больше этого
веселого нищего я не видала ни разу, сколько не ходила к переходу
и не всматривалась в лица. Потом поняла, что это дядя Миша послал
мне свой последний привет с Того Света. Уж больно сильно я его любила. В ушах
до сих пор слышится его последняя песня про войну:
Давно
мы дома не были,
Растет
родная ель,
Как
будто в сказке-небыли
За
тридевять земель...
Ты попал к себе Домой, дядя Миша?
- Эх, укрыть бы всех таких одним
большим теплым одеялком, да накормить...
- Ты это о чем?
-
Ты ехай-ехай. Это я так. О своем, о бабьем. Темнеет уже. До города много еще
осталось?
- Часа два, а может меньше... Ты уже
спать, наверное, хочешь? Целый день на ногах.
- ага, на ногах… на чем угодно,
только не на ногах. И вообще, хватит надо мной смеяться, что я много сплю. Я во
сне не сплю, как нормальные люди, а совсем наоборот - просыпаюсь. Мне там интереснее, чем наяву. Но
это когда я дома, а на дороге, то лучше
не спать. И так много интересного происходит.
- А вот чтоб ты не уснул, я тебе
историю в стиле твоего любимого Андрея Бильжо расскажу. Я его терпеть не могу,
сам знаешь, потому что он какой-то поручик Ржевский, только телевизионный. Вот
слушай. Однажды Петрович нес яйцо. Хотел
поджарить его, но по дороге к плите нечаянно разбил. Наклонился над
разбитым яйцом Петрович, стал смотреть.
По лбу стукнул себя Петрович, "Эврика!" - крикнул, -
а ведь я разгадал секрет Вселенной! Вот это Солнце, это Млечный путь, а
звезд не видно пока, потому что день на дворе". С тех пор Петрович с
яйцами осторожен, потому что он главный секрет узнал.
Ветер посмотрел на меня внимательно и сказал: «Вот
гляжу я на тебя и думаю: может, ты дура, а?».
Я
с готовностью ответила: «Не-а! Я, когда сериалы смотрю, почти все понимаю!».
-
Почти все да не все, видать. Такую историю с яйцами только глупая баба могла
придумать. Бильжо бы это и в голову не пришло, он же мужик и про мужиков все
понимает.
- Ой, да ладно тебе, старый ты
ворчун. Музыку включи, а то мне скучно. Я и
думать-то не умею, сам знаешь, да и не положено мне, как чукотской жене.
Мне что? Греби да греби себе, это тебе думать надо. Пробовала я это, у меня от
этого голова болит, и мозги набекрень становятся...
Ветер протянул руку и включил автомагнитолу. Из этого железного ящичка сразу полились звуки знаменитой еврейской песни «Хава нагила». Я снова погрузилась в свои мысли.